четверг, 19 апреля 2012 г.

Слово о друге и учителе


       Люди как книги. Есть увлекательные и интересные, есть добротные и незатейливые, есть популярные и модные. Есть всякие. Такие, с которыми  и знакомиться не хочется, и такие, которые требуют внимательного и серьезного прочтения.

      Есть люди как книги, к которым снова и снова возвращаешься, перечитываешь и обнаруживаешь   новые пласты, новые смыслы, оставшиеся незамеченными ранее.

      К таким людям я отношу Февзи Якубовича Якубова, моего старшего друга и учителя. Я бы никогда не решился назвать себя его другом, если бы он сам не ввел меня в круг своих друзей и удостоверил это памятной надписью на подаренной книге. У него, ректора университета, уважаемого в Крыму человека, не было оснований разменивать высокое чувство на мелочь дежурных дарственных надписей. Мы дружим уже много лет и, прочитав книгу “Память о добром”, у меня возникла потребность написать несколько слов об этом удивительном человеке и не только о нем.

      В ряду моих учителей по судьбе Февзи Якубович оказался к настоящему времени последним и особым. Если мой учитель математики пробудил во мне личность, преподаватель философии – тягу  задумываться над сложностью простых вопросов жизни, научный руководитель задал планку научных и нравственных норм, то Февзи Якубович показал мне истинный пример служения народу, любви и благодарности к живущим рядом, отличающихся от тебя языком, традициями, верой.

      Мы часто сетуем на убогость нашей жизни и ищем виновных, не даем себе труда обратить свой мысленный взор на себя и задуматься о началах нашего собственного Я. Мир, в котором мы живем, регламентирован законами и традициями, но держится на нашем внутреннем нравственном императиве. Всегда ли он совпадает с теми заповедями, которые открыло человечество и обозначило в догматах мировых религий?       Некоторые люди обладают способностью формировать свой нравственный императив не только из великих книг, но из самой жизни, из опыта общения с разными людьми и разных культур. К таким людям относится Февзи Якубович.

      Обернемся на прошлую и настоящую жизнь этого человека. Доктор технических наук, заведующий кафедрой, известный ученый оставляет в зрелом возрасте благополучную и обустроенную жизнь и вместе со своим народом возвращается на родину. Перед ним, как и перед всеми крымскими татарами, целина проблем обустройства семьи, детей, родственников. Но надо быть великой личностью, чтобы поставить перед собой великую цель, а главное достичь ее.  И это не преувеличение, не литературный прием или восточный изыск, а правда жизни, которую мы часто не видим. Как сказал поэт: “Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии”.  Дело не в создании университета, в котором сегодня учатся пять тысяч студентов разных национальностей, не в том что университет сохранил крымскотатарскую интеллигенцию, дав ей работу и реальный механизм воспроизводства кадров.  Все это крайне важно для крымскотатарского народа, который в силу своей малочисленности может сохраниться только в том случае, если его духовный и интеллектуальный потенциал будет достаточно высок, чтобы не раствориться в океане других народов и культур. Именно этот потенциал является главным ресурсом народа, именно он позволил ему выжить, когда его лишили всего, именно это составляет ядерную силу той пассионарности, которую демонстрирует крымскотатарский народ, вернувшись в Крым. И не стоит кому бы то ни было раздражаться культурной, политической, экономической талантливостью этого народа. Лучше вступать с ним в диалог и демонстрировать свои возможности и достижения.

      Талант Февзи Якубовича проявился в  том, что он за деревьями видит лес. В идее университета он увидел фундамент будущего своего народа и как скульптор влюбленный в свое творенье силой своего желания оживляет его.  Обратите внимание не только на его преданность главному делу своей жизни, но и на его любовь к этому делу. От его веры  и оптимизма загораются многие и не только крымские татары. В лихие годы радикальной социально-экономической трансформации Украины он сумел построить университет, и тем самым внести смысл и порядок не только в жизнь своего народа, но и многих крымчан. Именно подобного рода действия позволили нам одолеть тяжелые времена социального хаоса.

      Я знаю и дружен со многими крымскими татарами. Мне привелось работать с Османом Куртсеитовичем Адамановым, который учил меня – академического работника – азам государственного управления; Лентуна Романовича Безазиева – строителя по судьбе и мудреца по жизни; Чубарова Рефата Абдурахмановича – интеллектуала от политики, споры с которым открывали мне новые грани межнациональных проблем; Меметова Айдера Меметовича – чьи книги не только сохранили крымско-татарский язык, но и продемонстрировали жизненный потеницал этого языка.

     Я мог бы дополнить этот ряд людей другими именами известными всему Крыму и менее известными. Возможно, когда-нибудь  это сделаю, чтобы отдать дань уважения крымскотатарскому народу, который такими людьми демонстрирует свой  потенциал.    Все это разные (и даже очень!) люди, со своим видением мира, в котором мы живем, но каждый из них личность, у каждого из них есть чему учиться. Именно эти люди раскрывают передо мной целостный образ народа в его поисках и стремлениях, боли и скорби, таланте и предприимчивости.

      В этом ряду людей Февзи Якубович раскрывает передо мной особые качества крымскотатарского народа – его нравственное здоровье. Пока есть такие люди в Крыму, верится, что мы разрешим все проблемы совместного строительства нашего общего будущего. Ему удается множить число друзей свего народа, обращать бывших оппонентов в сторонников, разоружать недругов главным своим даром – талантом общения с людьми.    

       Однажды выступая на открытии шахматного турнира имени Тиграна Петросяна, организованного Крымским Армянским Обществом, он зачитал следующие слова выдающегося просветителя Исмаила Гаспринского:     “Приветствуем тебя скромный трудовой народ! Прими наши искренние поздравления с 1500-летием твоей письменности и четырехсотлетием твоей печати! Ты празднуешь не память кровавых побед, не память насилия над другими, ты радуешься своим культурным, просветительским начинаниям. Привет тебе за пятнадцативековую письменность, за четырехвековую печатную книгу. Ты ими жил и сохранился, ими же ты будешь счастлив. Христианин Азии и небольшой народ, ты послужил не мало для культуры тех народов, с которыми ты живешь рядом или вперемежку. Твоя деятельность, твое искусство, твоя музыка и песня запечатлены в культуре азербайджанских и османских турок. Ты незаметно и для себя, и для них совершил много добра. Культурное движение закавказских татар есть  запоздалое подражание тебе. В обновительном движении Персии твои сыны сыграли великую культурную роль. Османская печать, книжное дело, педагогика, театр, музыка очень многим обязаны тебе. Пришлось тебе пережить немало горьких годин. Но помни, тебя никогда не обижал “народ”. Будущее твое будет счастливое! Но помни, что счастье свое определить должен ты сам. Привет тебе армянский народ! А вы добрые турки, курды, горцы и татары, цените и любите своих сограждан живущих с вами более тысячи лет! В этом и ваша польза, и ваша достоинство.” (Газета “Терджиман1913 № 228)  Всего несколько строк обращенных к крымчанам, в частности, к армянам, в нужном месте и в нужное время заставили многих взглянуть иначе на сложные вопросы нашего совместного бытия в Крыму.

     Я хочу обратить внимание еще на одно обстоятельство, на мой взгляд, крайне интересное и многообещающее. Своим поступком – строительством  монумента “Возрождение” – он сумел нравственную категорию благодарности ввести в политику, говорящую на другом языке, использующую другие понятия. Вводя в политику нравственные основания, он задает ей новые правила, обозначает для нее нравственные границы. И если завтра какой-либо радикализм захочет спровоцировать тот или иной народ в Крыму на горячий конфликт, он должен будет переступить не только закон, но разрушить и эти нравственные скрепы.

     Выражая благодарность узбекскому и украинскому народам, а также всем тем кто оказал помощь крымскотатарскому народу, Февзи-ага продемонстрировал уровень нравственного достоинства своего народа и вернул (если это вообще возможно) нравственный долг.

     Не каждому человеку удается стать зачинателем новой традиции. Февзи Якубович им стал. Всю значимость монумента благодарности и возрождения я почувствовал не при его открытии, а когда увидел молодоженов с цветами у  мемориала. Это значит, что Февзи Якубович с огромной армией единомышленников реализовал не только собственную идею. Через него крымскотатарский народ проговорил то, что должен был и хотел сказать. Народ принял сотворенное его сыном и признал творенье своим.

     Я написал свой отзыв на книгу жизни Февзи Якубовича Якубова на одном дыхании. Постарался объяснить, что слова дружба, учитель, благодарность, уважение останутся пустыми банальностями, если не наполнять их смыслом конкретной жизни и судьбы. Именно поэтому я снова  и снова буду встречаться с Февзи Якубовичем и в общении с ним набираться мудрости нового прочтения старых истин.  



PS. Жанр этих заметок для себя я обозначил как рецензия на судьбу. Писал ее,  будучи в Киеве в командировке, утром в ожидании очередной встречи. Я был под впечатлением книги “Память о добром”, которую читал накануне. Выпало немного свободного времени, и я решил им воспользоваться. Это было 19 сентября. А на днях я узнал, что Февзи Якубовича наградили высокой правительственной наградой – звездой героя Украины. Я рад за него и мне приятно осознавать, что мое субъективное мнение совпало с оценкой его заслуг перед страной.

Комментариев нет:

Отправить комментарий