воскресенье, 22 апреля 2012 г.

Старый Крым – к экономике культурного наследия

        Экономика современного государства, его подход к развитию своих регионов должны основываться на экономике культуры. Марксистский подход, основанный на простой конструкции базиса (экономика) и надстройки (культура), показал свою несостоятельность. Нам часто говорят о том, что только финансы в доходной части бюджета дают нам возможность что-либо предпринимать по сохранению и развитию культуры. Ошибка такого подхода принципиальная. Формирование самого такого бюджета обречено, навсегда, быть бюджетом культуры по остаточному признаку. Экономика культуры предполагает так построить бюджет, чтобы он развивал культуру, и это находило отражение в экономике, в ее позитивной динамике, и далее  в развитии регионов и страны в целом. В культуре формируется спрос, и он приводит в действие весь маховик экономики. Пример такого подхода нам демонстрирует спорт: первенства по футболу, олимпийские игры. Но ведь спорт лишь часть культуры. Таким образом, нам известен реальный положительный опыт экономики культуры.
          Почему начал с этого тезиса потому, что хотелось взглянуть на проблему, заявленную в названии конференции, под иным, необычным углом зрения. Предметная область моего внимания даже не отдельно взятый регион (хотя именно региональный комплексный подход наиболее эффективный), а небольшой даже по крымским меркам город Старый Крым. История его настолько насыщена, что невозможно, чтобы она не фонтанировала как нефтяная скважина. Надо только суметь провести соответствующие изыскания и предоставить этот ресурс потребителю, довести до него.
           Нужно создать рабочую группу управленцев, историков, культурологов, маркетологов, экономистов и определить продукт для реализации. Разработать бизнес-план и инвестировать в него необходимые ресурсы, а не только финансы.
           Необходима программа продвижения этой логики экономики культуры в среду бизнеса и населения. Начинать надо со всего и сразу: школа и тренинги для бизнеса, программы на телевидении и радио, акции и мероприятия по всему району. Во всем продвижение идеи развития своего района через его историю, культурное наследие. Даже к настоящему относиться как современной новейшей истории и культуре.  
           Необходимо менять мировоззрение. Нужно учить детей и себя любить свой дом, свой двор, свою улицу, свой город. Необходима культура повседневности, осмысление ее в исторической перспективе. Все это начнет работать как только житель Старого Крыма поймет, от того как выглядит его город – зависит благополучие его семьи. История и культура его личные девиденты.
           Музей в городе – это логика прошлого. Город как живой музей – логика экономики культуры. Мы не должны сохранять культурное наследие как запылившиеся вещи в некоей кунсткамере, а пользоваться им каждодневно. Такое понимание медленно, но приходит, когда мы начинаем проводить занятия со школьниками в музее. Но надо идти дальше показывать, что они живут не только во времени повседневности, но и в историческом времени. Даже такое рутинное заведение как исполком, своими неинтересными документами о ремонте школ, дорог, канализации формирует архив, по которому следующие поколения будут знать о нашей повседневности, которая для них станет историей и когда-нибудь – древней.
         То, что мною отмечено не абстрактная теория, а принципы будущей программы развития Старого Крыма с его Сурб Хачом и дачей Айвазовского, мечетями Узбека и Бейбарса, домами-музееями Паустовского и Грина,  храмами Успенским и святого Пантелеймона, караван-сараем и мечетью Куршум-Джами, источником целителя Пантелеймона и литературно-художественным музеем и многим другим, чем может заинтересовать и удивить эта земля.
          Нужна карта историко-культурная карта города и района в целом. Составлять ее надо не только ученым, но и вовлекать в этот процесс самих горожан и школьников. Первые, даже при всех бурных процессах, прошедших за двадцатый век в Крыму, могут вспомнить уникальные  истории и факты. Полулегендарные они на поверку могут оказаться и оказываются голосами прошлого в настоящем. А школьники станут тем поколением, которое может превратить историю своего края в ее экономику.
           Такое понимание медленно, но неуклонно овладевает многими в Крыму. Оно должно стать основой государственной программы развития Крыма, стратегией его развития.

Комментариев нет:

Отправить комментарий