Сегодня мы можем говорить о ряде
постулатов украинской политики. Один из них – европейский выбор Украины. Вся
внешняя политика страны направлена на активное сотрудничество с европейским
сообществом. Проделан значительный путь в этом направлении. Украина вошла в
Совет Европы, стала членом ОБСЕ, заключила договор о сотрудничестве с НАТО. В
связи с этим страной были взяты определенные обязательства, которые подчас
крайне сложно выполнить. Надо иметь в виду, что страна переживает сложный системный кризис и
реформирует не только свою экономику, но практически все сферы
жизнедеятельности.
Мы прекрасно отдаем себе отчет в том, что
путь в объединенную Европу достаточно
сложный. Но нам представляется, что он не может быть односторонним. Если
сегодня Украина по социально-экономически и политически не вполне соответствует
критериям вступления в объединенную Европу, то есть множество путей
взаимовыгодного сотрудничества. Одной из таких сфер взаимодействия является
образование и, в частности, высшая школа.
Система образования Украины находится
в процессе преобразований. Готовится новый закон об образовании. Здесь
есть возможность налаживать интеграционные процессы. Но меня как ректора
национального университета интересуют, прежде всего, процессы происходящие в
Европе в системе реформирования университетского образования. Здесь я вижу
перспективу взаимовыгодного сотрудничества.
На
протяжении более десяти лет на европейском континенте идет активный процесс
поиска новых векторов развития в области образования. Документом, в котором
были декларированы главные принципы этого поиска считается - Bologna Magna Charta Universitatum 1988 - Болонская хартия университетов 1988 года. В ней подчеркивалась независимость и автономность
университетов, отмечалась необходимость соответствия их изменяющимся
потребностям общества и развития научных исследований.
Европа Знаний широко признанный фактор социального и человеческого
развития. Этот фактор должен стать
главным компонентом консолидации граждан Европы, принадлежащих к общему
социальному и культурному пространству. Образование и кооперация в этой
области есть условия стабильности, мира
и демократического развития. Украина
является частью Европы и должна быть включена в эти процессы.
Сорбонская Декларация от 25 мая 1998 года отмечает, что университеты
должны сыграть центральную роль в развитии европейской культуры.
19 июня
1999 министры образования Европейских
государств приняли совместную декларацию. Разделяя и поддерживая принципы
Сорбонской Декларации, они готовы направить усилия на координацию политики в
области образования. Их цель создать в первом десятилетии ХХI века
общее поле европейского образования и распространять его в мире. Для этого
необходимо сотрудничество как правительственных, так и неправительственных
организаций, работающих в области образования.
Нам
представляется, что участие Украины в этих процессах способствовало бы реформам, осуществляемым в стране. Ведь
посредством образования мы меняем отжившие стереотипы, готовим специалистов,
которым жить и работать в меняющемся обществе. Главный пафос моего выступления
в том, чтобы декларации о сотрудничестве
наполнялись конкретным содержанием. Вовлечение Украины в процесс преобразования
высшей школы в Европе пример такой эффективной совместной работы. Надо сказать,
что есть определенные результаты в этом направлении не только в Украине, в
целом, но и в Крыму.
15-16
сентября 1999 г .
в Страсбурге прошла встреча. Результатом ее стал совместный проект по высшему
образованию Международного Консорциума европейских и американских
университетов: "Университет как место формирования гражданина. Гражданская
ответственность высшего образования".
Проект "Университет как место
формирования гражданина" попадает в
рамки активности Совета Европы и проекта Образование для Демократического
Гражданства (EDC). Этот проект начался в 1996
году после второго саммита глав государств. Операционная часть этого
проекта началась весной текущего года.
Должен с удовлетворением отметить, что наш университет представляет Украину в
этом проекте.
Концепция Образования для Демократического
Гражданства началась с Будапештской Декларации за Большую Европу без
разделительных границ. Декларация и Проект являются главным направлением
дальнейшей работы в этой области. В рамках этой активности 2000 г . должна состояться в Кракове
конференция министров образования Европы.
Не
менее важными на наш взгляд являются программы по развитию преподавания новых
для нашей экономики специальностей: маркетинга, менеджмента. В этом нам
помогают программы TACIS и TEMPUS.
С
учетом межэтнических проблем Крыма особо хотелось бы отметить проект
реализуеымй под эгидой министерства образования Украины и Департамента
образования Совета Европы по правам национальных меньшинств на образования.
Недавно, в апреле мы провели “круглый стол” в рамках этого проекта здесь в
Ялте.
Для
нас очевидно, что Украина находит свой путь к европейской интеграции
посредством малых конкретных шагов в этом направлении. Надеемся, что эти усилия
будут еще более активно поддрержаны нашими европейскими партнерами. Помощь в
проведении реформы образования, обмен
преподавателями и студентами, разработка учебных планов новых специальностей,
стажировки и практики – вот далеко неполный перечень сфер совместной
деятельности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий