четверг, 29 марта 2012 г.

Интеллигенция: в поисках идентичности

        Современное состояние интеллигенции в Украине можно описать как трансформирующееся. Она как часть социума претерпевает все те изменения, которые переживает само общество. Появляются новые социальные страты, исчезают другие. Изменяются и появляются новые ценности, меняется их система. Этот процесс незавершен. Вообще говоря, этот процесс перманентный, но мы живем в период активной фазы подобных изменений, когда они происходят в относительно короткий по историческим масштабам период времени и сопровождаются кардинальными, качественными изменениями всей социальной системы, понимаемой в самом широком смысле.
       Бывшую интеллигенцию рвут на части, и она сама разбегается в поисках своей идентичности, так как в былом качестве она далее существовать не может.
       Не стоит  забывать, что человеческий капитал очень важный ресурс, и он еще полностью не приватизирован. Начинается скрытая борьба за него. Собственно производители материальных благ “приватизированы” вместе с заводами, фабриками и колхозами. Сложнее с теми кто производил и производит смыслы.
       Собственность нынешних олигархов основана не на труде, поэтому она не уважается. У интеллигенции позиции сильнее. Ее “собственность” натружена, и политические и экономические нувориши это понимают. Они стараются приватизировать ее  также, как это они сделали с другими активами созданными всем обществом.  Именно этот процесс мы сейчас наблюдаем.
Идет сепаратизация интеллигенции как социального слоя.  
  1. Интеллигенция как духовная элита:
- лидеры общественного мнения, находящиеся вне политики;
- конструктивная духовная оппозиция ее кредо.
      Это совесть народа, способная уловить в характере народа и его ожиданиях национальную идею. Они творят неписанную идеологию общества как систему ценностей. Это отнюдь не националисты, так как последние не в состоянии созидать свое, а только борются с чужим. Националисты, декларируемую любовь к своему народу, превратили в профессию, в источник дохода. Их отличает от духовной элиты неспособность порождать новое, национально-особенное и потому общезначимое.   
     Замечательный философ М. К. Мамардашвили в тяжелые для своей страны дни сказал: “Если мой народ пойдет против истины, то я пойду против моего народа”. Духовная элита общества сверяет истину с нравственными поступками народа и самим фактом своей жизни не позволяет нарушать социальные табу, а главное дает ориентиры выхода из социального хаоса. “Нравственность не передается, она должна вновь и вновь созидаться” (Г.Гессе).
     Именно интеллигенция, понимаемая в этом смысле, должна и может выполнить инновационную функцию организации всего социального, в том числе политического пространства страны, всей его институциональной структуры: общественное сознание – неформальные институты – формальные структуры государства.    

  1. Интеллигенция как интеллектуальная элита. Ей присущи:
- прагматизм как идеология с девизом “добиваться результата здесь и сейчас”,
- высокий профессионализм.
Она не претендует на то, чтобы быть духовным лидером. Но демонстрирует способность созидать.

  1. Интеллигенция как экспертное сообщество. Она состоит из двух подгрупп:
- обслуга власти, часть клиентелы власть и богатство предержащих;
- независимые эксперты, которые в трансформирующемся обществе, практически никому не нужны, так как само общество есть общество клиентел.

  1. Интеллигенция как аппаратная номенклатура. Это чиновники всех уровней. Они образованы и функциональны. Они не способны к творчеству, так как аппарат отторгает таких и кооптирует в свои ряды исполнителей, а не новаторов.
  1. Интеллигенция как маргинальная группа в трансформирующемся обществе. Это “повернутые назад головы”. Для них в настоящем все плохо, они не способны понять реалии, как возможность к лучшему. Они навсегда вчерашние, неспособные к диалогу с молодым поколением. 
      Вся бывшая интеллигенция и по инерции воспроизводимый ими социальный слой активно фрагментируется. Идет процесс поиска новой идентичности и возможно со временем совсем исчезнет феномен интеллигенции как некоей целостности в украинской действительности. Происходит болезненная смена моделей отношений интеллигенции с обществом и государством. Процесс незавершен.

Комментариев нет:

Отправить комментарий