Бывшую интеллигенцию рвут на части, и
она сама разбегается в поисках своей идентичности, так как в былом качестве она
далее существовать не может.
Не стоит
забывать, что человеческий капитал очень важный ресурс, и он еще
полностью не приватизирован. Начинается скрытая борьба за него. Собственно
производители материальных благ “приватизированы” вместе с заводами, фабриками
и колхозами. Сложнее с теми кто производил и производит смыслы.
Собственность нынешних олигархов
основана не на труде, поэтому она не уважается. У интеллигенции позиции сильнее.
Ее “собственность” натружена, и политические и экономические нувориши это
понимают. Они стараются приватизировать ее также, как это они сделали с другими активами
созданными всем обществом. Именно этот
процесс мы сейчас наблюдаем.
Идет сепаратизация интеллигенции как социального слоя.
Идет сепаратизация интеллигенции как социального слоя.
- Интеллигенция как духовная элита:
- лидеры
общественного мнения, находящиеся вне политики;
-
конструктивная духовная оппозиция ее кредо.
Это совесть
народа, способная уловить в характере народа и его ожиданиях национальную
идею. Они творят неписанную идеологию общества как систему ценностей. Это
отнюдь не националисты, так как последние не в состоянии созидать свое, а только борются с чужим. Националисты, декларируемую
любовь к своему народу, превратили в профессию, в источник дохода. Их отличает
от духовной элиты неспособность порождать новое, национально-особенное и потому
общезначимое.
Замечательный философ М. К. Мамардашвили в
тяжелые для своей страны дни сказал: “Если мой народ пойдет против истины, то я
пойду против моего народа”. Духовная элита общества сверяет истину с нравственными поступками народа и самим фактом своей жизни не
позволяет нарушать социальные табу, а главное дает ориентиры выхода из
социального хаоса. “Нравственность не передается, она должна вновь и вновь
созидаться” (Г.Гессе).
Именно интеллигенция, понимаемая в этом
смысле, должна и может выполнить инновационную функцию организации всего
социального, в том числе политического пространства страны, всей его
институциональной структуры: общественное сознание – неформальные институты –
формальные структуры государства.
- Интеллигенция как интеллектуальная элита. Ей присущи:
- прагматизм
как идеология с девизом “добиваться результата здесь и сейчас”,
- высокий
профессионализм.
Она не
претендует на то, чтобы быть духовным лидером. Но демонстрирует способность
созидать.
- Интеллигенция как экспертное сообщество. Она состоит из двух подгрупп:
- обслуга
власти, часть клиентелы власть и богатство предержащих;
- независимые
эксперты, которые в трансформирующемся обществе, практически никому не нужны,
так как само общество есть общество клиентел.
- Интеллигенция как аппаратная номенклатура. Это чиновники всех уровней. Они образованы и функциональны. Они не способны к творчеству, так как аппарат отторгает таких и кооптирует в свои ряды исполнителей, а не новаторов.
- Интеллигенция как маргинальная группа в трансформирующемся обществе. Это “повернутые назад головы”. Для них в настоящем все плохо, они не способны понять реалии, как возможность к лучшему. Они навсегда вчерашние, неспособные к диалогу с молодым поколением.
Вся бывшая интеллигенция и по инерции
воспроизводимый ими социальный слой активно фрагментируется. Идет процесс
поиска новой идентичности и возможно со временем совсем исчезнет феномен
интеллигенции как некоей целостности в украинской действительности. Происходит болезненная смена моделей
отношений интеллигенции с обществом и государством. Процесс незавершен.
Комментариев нет:
Отправить комментарий