воскресенье, 1 апреля 2012 г.

Место Украины в трансформации высшего образования в Европе

Сегодня мы можем говорить о ряде постулатов украинской политики. Один из них – европейский выбор Украины. Вся внешняя политика страны направлена на активное сотрудничество с европейским сообществом. Проделан значительный путь в этом направлении. Украина вошла в Совет Европы, стала членом ОБСЕ, заключила договор о сотрудничестве с НАТО. В связи с этим страной были взяты определенные обязательства, которые подчас крайне сложно выполнить. Надо иметь в виду, что страна  переживает сложный системный кризис и реформирует не только свою экономику, но практически все сферы жизнедеятельности.
     Мы прекрасно отдаем себе отчет в том, что путь в объединенную Европу  достаточно сложный. Но нам представляется, что он не может быть односторонним. Если сегодня Украина по социально-экономически и политически не вполне соответствует критериям вступления в объединенную Европу, то есть множество путей взаимовыгодного сотрудничества. Одной из таких сфер взаимодействия является образование и, в частности, высшая школа.
      Система образования Украины находится в  процессе преобразований.  Готовится новый закон об образовании. Здесь есть возможность налаживать интеграционные процессы. Но меня как ректора национального университета интересуют, прежде всего, процессы происходящие в Европе в системе реформирования университетского образования. Здесь я вижу перспективу взаимовыгодного сотрудничества.
     На протяжении более десяти лет на европейском континенте идет активный процесс поиска новых векторов развития в области образования. Документом, в котором были декларированы главные принципы этого поиска считается - Bologna Magna Charta Universitatum 1988 - Болонская хартия университетов 1988 года. В ней   подчеркивалась независимость и автономность университетов, отмечалась необходимость соответствия их изменяющимся потребностям общества и развития научных исследований.
           Европа Знаний широко признанный фактор социального и человеческого развития.  Этот фактор должен стать главным компонентом консолидации граждан Европы, принадлежащих к общему социальному и культурному пространству. Образование и кооперация в этой области  есть условия стабильности, мира и  демократического развития. Украина является частью Европы и должна быть включена в эти процессы.
           Сорбонская Декларация от 25 мая 1998 года отмечает, что университеты должны сыграть центральную роль в развитии европейской культуры.
      19 июня 1999  министры образования Европейских государств приняли совместную декларацию. Разделяя и поддерживая принципы Сорбонской Декларации, они готовы направить усилия на координацию политики в области образования. Их цель создать в первом десятилетии ХХI века общее поле европейского образования и распространять его в мире. Для этого необходимо сотрудничество как правительственных, так и неправительственных организаций, работающих в области образования.
       Нам представляется, что участие Украины в этих процессах способствовало бы  реформам, осуществляемым в стране. Ведь посредством образования мы меняем отжившие стереотипы, готовим специалистов, которым жить и работать в меняющемся обществе. Главный пафос моего выступления в том, чтобы  декларации о сотрудничестве наполнялись конкретным содержанием. Вовлечение Украины в процесс преобразования высшей школы в Европе пример такой эффективной совместной работы. Надо сказать, что есть определенные результаты в этом направлении не только в Украине, в целом, но и в Крыму.  
     15-16 сентября 1999 г. в Страсбурге прошла встреча. Результатом ее стал совместный проект по высшему образованию Международного Консорциума европейских и американских университетов: "Университет как место формирования гражданина. Гражданская ответственность высшего образования".
     Проект "Университет как место формирования гражданина"  попадает в рамки активности Совета Европы и проекта Образование для Демократического Гражданства (EDC). Этот проект начался в 1996 году после второго саммита глав государств. Операционная часть этого проекта  началась весной текущего года. Должен с удовлетворением отметить, что наш университет представляет Украину в этом проекте.
     Концепция Образования для Демократического Гражданства началась с Будапештской Декларации за Большую Европу без разделительных границ. Декларация и Проект являются главным направлением дальнейшей работы в этой области. В рамках этой активности 2000 г.  должна состояться в Кракове конференция министров образования Европы.
      Не менее важными на наш взгляд являются программы по развитию преподавания новых для нашей экономики специальностей: маркетинга, менеджмента. В этом нам помогают программы TACIS  и TEMPUS.
       С учетом межэтнических проблем Крыма особо хотелось бы отметить проект реализуеымй под эгидой министерства образования Украины и Департамента образования Совета Европы по правам национальных меньшинств на образования. Недавно, в апреле мы провели “круглый стол” в рамках этого проекта здесь в Ялте.
        Для нас очевидно, что Украина находит свой путь к европейской интеграции посредством малых конкретных шагов в этом направлении. Надеемся, что эти усилия будут еще более активно поддрержаны нашими европейскими партнерами. Помощь в проведении  реформы образования, обмен преподавателями и студентами, разработка учебных планов новых специальностей, стажировки и практики – вот далеко неполный перечень сфер совместной деятельности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий